Вопросы и ответы

Вопрос: Что делать, если сильно нарушено восприятие реальности на фоне компьютерных игр?


Ответ: Нарушение зрительного восприятия изображений предметов, животных, растений, людей, у ребенка 4-5 лет действительно может быть связано с тем, что у малыша недостаточно развиваются зрительно-пространственные представления вследствие того, что ребенок воспринимает изображения с экранов монитора компьютера, которые могут быть фантазийными, а не реальными. Развитие зрительных представлений в этом возрасте зависит от правильной организации обучения и воспитания ребенка. Родители обычно положительно относятся к тому, что ребенок может сам скачать игру, разобраться в ней, долго играть, не отвлекаясь и не беспокоить окружающих. Необходимо объяснить родителям, что ребенок, проводя время среди вымышленных персонажей компьютерной игры, уверен, что именно так, а не иначе, выглядят герои и в реальной жизни. Отставание в развитии зрительных представлений ведет к недостаточной сформированности словаря ребенка при отсутствии речевых проблем. Как правило, к 5-6 годам, т.е. по мере формирования зрительных представлений, ребенок восстанавливает равновесие между вымыслом и реальностью. Но! Родителям необходимо уделить этому аспекту развития ребенка внимание. Я думаю, что следует проконсультировать родителей о формировании зрительно-пространственных представлений у ребенка, предложить комплекс игровых упражнений, которые помогут ребенку увидеть мир в реальности.


Вопрос: Что делать, если ребенок , путает д-т, б-п, с-з, г-к?


Ответ: Уважаемые родители! Нарушение звукоразличения по глухости-звонкости согласных у ребенка дошкольного возраста связано с недостаточной сформированностью фонематического восприятия (т.е. возможностью различать звуки очень близкие по звучанию и практически одинаковые по произнесению). Если ребенок проговаривает глухие и звонкие согласные правильно, то вполне возможно исправить ситуацию в домашних условиях:


1. предложите ребенку произносить звуки изолированно, обратите внимание, что звонкий согласный произноситься с голосом, а глухой – практически без голоса.


2. различение в слогах. Очень медленно проговаривайте вместе с ребенком слоги с глухими и звонкими согласными. Например: па-па- ба,


то-до-то и т.д.


3. различение в словах. Медленно, четко проговаривайте слова с парными согласными. Например: дом – том, дочка – точка.


4. различение в предложениях. Предложите ребенку продолжить предложение словами с парными согласными. Например: У мамы любимая … (дочка). Воду налили в деревянную …(бочку).


5. возможно приступить к обучению чтению, используя разрезную или магнитную азбуку, специальные буквари для дошкольников.


Если ребенок не проговаривает парные согласные, заменяет их в речи на глухой, или звонкий, то необходимы логопедические занятия.


Вопрос: Что делать, если короткая уздечка под языком? Нужна ли операция?


Ответ: Короткая подъязычная складка (уздечка) может стать причиной нарушения звукопроизношения у ребенка, т.к. подвижность языка ограничена, поэтому артикуляция звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р», «Л» нарушается. Существует возможность артикуляционными упражнениями, массажем языка повлиять на размер подъязычной складки и поставить звуки. Однако, следует знать, что подобная аномалия может стать причиной неправильного формирования прикуса, поэтому необходима консультация ортодонта. Обязательно посетите с ребенком врача – стоматолога, а лучше детского ортодонта. Если вы приняли решение провести операцию, то логопедические занятия необходимо начинать сразу после заживления раны, т.е. через 5-6 дней.


 Вопрос: Ребенок не хочет заниматься, убегает, прячется. Что делать?


Ответ:  Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте формируется в игровой деятельности.  Для  малыша учебная деятельность, которая предполагает занятия, уроки не является основной, поэтому ребенок  не может воспринимать  подобную форму обучения и развития. Вам необходимо пересмотреть свою позицию воспитания сына в этом возрасте. Любая деятельность с ребенком должна носить игровой, увлекательный характер. Обязательным является хорошее настроение, ваш оптимизм, улыбка, похвала.  Нельзя требовать от ребенка то, что ему  не по силам, не по возрасту.  Понаблюдайте за собой: как вы разговариваете с ребенком, как реагируете  на его неудачи. Начните с себя! Возможно, что дело не в нем, а в вашем отношении к необходимым (на ваш взгляд) «занятиям». Я думаю, что исправить ситуацию помогут несколько советов:


1.     Не  приказывайте ребенку: «Садись,  будем заниматься!». Замените : «Хочешь, поиграем вместе!»


     2.     Используйте больше подвижных игр .


     3.     Совместное конструирование , экспериментирование, рисование, изготовление поделок из природного материала заменят неинтересные для ребенка «занятия». Вы только начните, увидите, что и вам будет интересно, а самое главное – продуктивно!


     4.     Развивайте свои творческие способности, старайтесь увлечь ребенка деятельностью, которая интересна вам.


     5.     Больше  общайтесь, разговаривайте со своим ребенком, придумывайте сказки, веселые истории, загадки.


    6.     Если ваш ребенка посещает  какой-либо «Центр развития», следите за ситуацией: комфортно ли вашему ребенку, может ли он справляться с той формой  обучения, которая предлагается педагогами.


    7.     Используйте нетрадиционные пособия для развития, например, лепить можно из теста, рисовать пальчиками, ладошками, заучивать смешные стихи, выкладывать фигуры из спичек, зубочисток. Все новое  привлекает внимание ребенка.


   8.     Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: ваш малыш, как и любой другой,  уникален.


Конечно, необходимо обратиться к логопеду, если у ребенка наблюдаются речевые нарушения. Желаю вам удачи!


 Вопрос: У ребенка в 2 года практически нет речи. Что делать?


Ответ: Развитие речи у каждого ребенка происходит  очень индивидуально:  есть дети, которые уже к 1,6 годам могут порадовать своих родителей разумными и понятными высказываниями, но есть малыши с задержкой речевого развития. Как правило – первые слова появляются в активном словаре ребенка к 1 году (10 -12 слов), фраза к 1.6 – 2.5 лет. У девочек речевое развитие происходит интенсивнее, чем у мальчиков.


Первое, что необходимо сделать родителям, если речевое развитие ребенка задерживается  - полностью удостовериться, что у ребенка в порядке физиологический слух  (в этом может помочь детский врач: педиатр, лор-врач).


Второе: обязательно проконсультируйтесь у детского невропатолога, психоневролога (если были родовые проблемы: кесарево сечение, асфиксия плода и т.д.  Как правило, именно эти дети в группе риска относительно речевого развития. Обязательно обратите внимание! Терапия, оказанная вовремя поможет избежать трудностей в развитии ребенка.  Не следует бояться визитов к специалистам)


Третье! У вашего малыша есть речевая реакция в виде коротких слов, слогов, звукоподражаний – это очень хорошо, есть от чего оттолкнуться в работе с вашим ребенком. Поддерживайте любую речевую реакцию, многократно повторяйте ребенку названия предметов, вещей, игрушек (следите, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо, видел вашу артикуляцию).


 Обязательно развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, собирайте конструкторы, кубики – занимайтесь, играйте, читайте короткие стихи, распевки, потешки, сказки.  Никогда не молчите, когда гуляете: все режимные моменты сопровождайте выразительной речью. Хороший результат дает слушание детских песенок.  Не думаю, что необходимы логопедические занятия, на данном этапе необходим родительский труд. Желаю удачи!


Вопрос: Какие тетради можно использовать для подготовки к письму и чтению?


Ответ: Уважаемые родители! Подготовка ребенка к школе - это важный этап в жизни всей семьи, так как родители хотят , чтобы их малыш был успешен, чтобы у него все получалось сразу и хорошо. Но! Хочу вас уверить - так не бывает. Ребенок и вы должны будете пройти трудности адаптации к школьному обучению, потому что меняется основная деятельность ребенка - учебная деятельность сменяет игровую. Многие родители считают необходимым помимо детского сада, где осуществляется подготовка к школе, посещать с ребенком различные дополнительные занятия, нанимать учителей для индивидуальных занятий.  Думаю, что это больше успокаивает родителей, чем реально готовит к школьному обучению будущего первоклассника. Почему?  Именно вы - родители должны понимать, что может помешать ребенку быть успешным в школе. Как он умеет общаться, слушать, запоминать, думать, сотрудничать с детьми и взрослыми, насколько развита речь, общая и мелкая моторика. Тетради-прописи - это хороший обучающий материал, но не основной. Ребенок должен рисовать, лепить, раскрашивать, мастерить, конструировать- это тоже подготовка к школе! Не забывайте об этом. Хорошая серия тетрадей - "Солнечные ступеньки" (они есть во всех книжных магазинах, т.к. серия проверена и популярна), очень хороший материал у авторов Коноваленко Т.В., Гомзяк (альбомы "Пишем и читаем"). Особое внимание! Правильно ли ребенок держит ручку, карандаш, кисточку. Если неправильно, исправляйте, обучайте ( бережно возьмите руку ребенка в свою, настройте его пальчики, вместе выполняйте движения). Не рекомендую обучать ребенка письменным (строчным и заглавным) буквам. Только печатные буквы! Письменным будет обучать учитель. Линии в печатных буквах писать сверху- вниз, слева- направо. Желаю вам удачи! 


Дети очень любят фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, что является стимулом для посещения ребенком ДОУ.  Желаю успехов!